Мы привыкли восхищаться великими архитектурными шедеврами, изысканными скульптурами и замысловатыми произведениями декоративно-прикладного искусства. Но не забываем ли мы о простых вещах, которые окружают нас ежедневно? Ведь именно они часто становятся невидимыми героями дизайна, отражая стиль, вкусы и дух своей эпохи.
Взять, к примеру, табуретку на металлокаркасе, которая был практически в каждой квартире в СССР. Она стала настоящим отражением своего времени: в послевоенные годы фабрики стремились сделать вещи простыми, недорогими и практичными. И табуретка отвечала всем этим запросам. Ее конструкция была максимально простой и функциональной: основание на металлокаркасе обеспечивало устойчивость, а отсутствие украшений отвечало концепции минимализма. Она была достаточно дешевой в массовом производстве, поэтому была доступна всем слоям населения. И, конечно же, табуретка была очень универсальна: ее использовали и как обеденный стул, и как прикроватную тумбочку, и как стремянку. В общем идеальный предмет мебели.
Но табуретка на металлокаркасе — это лишь один из таких примеров. В 1960-1980-е годы главным атрибутом достатка в советской квартире считался шкаф-стенка, обычно полированный, с многочисленными отделениями и стеклянными дверцами. Эта мебель была частью практически каждого дома и занимала одно из центральных мест в интерьере. Шкаф-стенка совмещал несколько функций: служил для хранения посуды, книг, одежды и даже сувениров, став настоящим символом «советского уюта». «Стенки» были тяжелыми, устойчивыми и практически вечными, их передавали из поколения в поколение. Даже сейчас их можно встретить в интерьере современных квартир или на даче.
Ещё один яркий представитель своей эпохи — кресло-кровать. В условиях малогабаритных квартир (только вспомните эти знаменитые и прекрасные хрущевки) и дефицита свободного пространства многие семьи старались по максимуму использовать каждый сантиметр площади. Кресло-кровать стало настоящим спасением в таких случаях. Оно позволяла спокойно разместить гостя или члена своей многочисленной семьи на ночь. В сложенном виде такое кресло занимало совсем немного места, а в разложенном превращалось в удобное спальное место. Такие кресла-кровати были популярны в 1970-1980-е годы, и на сегодняшний день они также остаются востребованными, но уже в более современных исполнениях.
Кухонные гарнитуры, знакомые большинству жителей России с кодовыми названиями «Уют», «Сказка», «Волна», «Элегия» стали неотъемлемой частью советской и российской действительности. Эти гарнитуры были простыми, но максимально функциональными, учитывали размеры типовых «хрущёвок» и «брежневок», где на небольших кухнях требовалось размещать максимум полезных вещей. Думаем, вы тоже помните эти культовые гарнитуры, ставшие символами целой эпохи.
И последний «герой», которого мы сегодня вспомним, — небольшой журнальный столик, неотъемлемая часть многих советских квартир. Журнальные столики, как правило, выполнялись из дерева или фанеры, иногда с нижней полкой для журналов или газет. Чаще всего их ставили в гостиной и застилали белой ажурной салфеточкой. Сегодня такие столики возвращаются в моду, особенно в дизайне в стиле «винтаж», ведь это не просто символ ушедшей эпохи, но и отсылка к традициям добрососедства и уютной домашней обстановки, когда вся семья собиралась в «зале» за чаем и разговорами.
Именно эти незаметные с первого взгляда предметы становятся «невидимыми героями дизайна», создавая картину эпохи, формируя вкусы и влияя на жизнь человечества. И сегодня дизайнеры и владельцы интерьеров всё чаще возвращаются к знаковым образцам советской эпохи, давая им новую жизнь и смысл.