Заведения общественного питания не всегда реализуют изготавливаемые блюда, выпечку, напитки непосредственно в торговом зале. Часто пищевая продукция продается в формате навынос (take away), в рамках кейтеринга или доставляется потребителям курьером. В этих ситуациях на кулинарные изделия нужна декларация.
Работа без оформления документа о соответствии является нарушением законодательства и влечет наложение штрафов и других мер ответственности.
В ТР ТС 021/2011 прописано, что все виды пищевых товаров, которые поступают в обращение на территории ЕАЭС, подлежат обязательной оценке соответствия. Однако в третьей части ст. 21 нормативного акта указано, что продукция заведений общественного питания исключается из этого правила. Контроль показателей ее безопасности, процессов производства и сбыта проводится в форме государственного надзора. Следить за деятельностью кафе, ресторанов и аналогичных предприятий должны уполномоченные органы, в частности, Роспотребнадзор.
Реализация кулинарных изделий через окна выдачи или с доставкой признается не самой услугой общественного питания, а услугой по продаже товаров отрасли. На практике это означает, что предприниматели обязаны принять декларацию ТР ТС на ту часть ассортимента, которая продается непосредственно навынос.
Нарушителям грозят штрафы по ст. 14.43 КоАП РФ, в отдельных случаях дополнительно проводится конфискация товаров, приостанавливается работа компании на срок до 90 суток.
Чтобы продавать еду навынос легально, предприниматель обязан ее задекларировать.
В отношении указанной категории товаров применяются положения двух техрегламентов:
- 021/2011 – устанавливает требования к качеству самих продуктов питания, а также к организации процессов их изготовления и реализации;
- 022/2011 – содержит требования к маркировке.
В зависимости от состава блюд могут использоваться дополнительные техрегламенты:
- 033/2013 – для молочной продукции;
- 040/2016 – для рыбопродуктов, морепродуктов;
- 034/2013 – для мяса и мясопродуктов;
- 029/2012 – для любых видов блюд, в составе которых имеются пищевые добавки;
- 027/2012 – для специализированно рациона (например, диетического, спортивного) и т.д.
Декларирование предполагает проверку органолептических свойств готовых блюд и напитков, изучение показателей их микробиологической, гигиенической, токсикологической безопасности. По результатам испытаний составляется протокол.
Декларирование может быть проведено для серийного производства (сроком не более 5-ти лет) или для разовой поставки готовых блюд.
Добровольная сертификация кулинарных изделий проводится исключительно по решению заявителя. Процедура призвана решить маркетинговые ходы предпринимателя, в том числе:
- привлечь внимание целевой аудитории к преимуществам еды из конкретного заведения;
- помочь в заключении новых контрактов;
- дать преимущества при участии в конкурсных процедурах и т.д.
В ходе добровольной сертификации подтверждаются органолептические, физико-химические свойства продукции по ГОСТ или ТУ. Выявляемые характеристики изделий сопоставляются с теми нормативами, которые установил бизнесмен в технической документации.
Сертификат оформляется при положительных результатах оценки, срок его действия составляет до 3 лет.
Документ принимается только в России.
Оценочные процедуры строятся по следующему алгоритму:
1. Клиент направляет заявку в центр сертификации (ЦС). К ней прилагается регистрационная, техническая документация, подробные описания блюд.
2. Эксперты согласовывают с клиентом алгоритм дальнейшей работы, проверяют документацию заявителя, помогают оформить недостающие элементы.
3. Организуют отбор образцов, отправляют их на исследования в лабораторию, анализируют протоколы испытаний.
4. Клиент получает сертификат и протоколы испытаний к нему (при положительных результатах оценки).
В случае, если проводится декларирование, то предприниматель самостоятельно регистрирует декларацию ТР ТС с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации. Совершить эту процедуру ему помогают эксперты.
В целях удобства заявителя сотрудничество строится в дистанционном режиме.
Предприятия общественного питания вправе провести сертификацию системы менеджмента по международному стандарту ИСО ХАССП 22000. Он предполагает выстраивание такой модели управления предприятием, которая помогает минимизировать риски выпуска некачественных, небезопасных кулинарных изделий.
Соблюдение принципов ХАССП является обязательным для предприятий общепита, а оценка соответствия осуществляется в добровольном порядке.
Система ХАССП в кафе, ресторане помогает контролировать три группы рисков: биологические, химические и физические. Она предполагает:
- идентификацию и анализ факторов риска;
- установление контрольных критических точек (ККТ), т.е. тех стадий производства, когда риск допустить ошибку, ведущую к выпуску брака, максимален;
- установление пределов для ККТ;
- планирование корректирующих действий при достижении пределов ККТ;
- мониторинг и документирование и т.д.
Внедрением системы ХАССП занимаются работники компании или привлеченные эксперты. Сертификация предполагает анализ документации (приказов, журналов качества, политики по качеству, должностных инструкций и т.д.) и выезд на предприятие для проведения контроля. Сертификат предоставляется на срок до 3 лет.
Остались вопросы? Узнать подробнее о сертификации еды навынос можно на сайте https://svetest.ru/.