История ресторанного бизнеса берет свои истоки еще с Древнего Китая. Именно там, в одиннадцатом столетии, открылись первые рестораны. Это китайцы придумали рестораны в том виде и смысле, в котором мы их знаем сейчас.
Китайские рестораны как раньше, так и в наше время, специализируются на каком-то одном блюде в различных вариациях. В старое время ресторанами обычно руководили или средние сословия, или просто семьи. Оттуда как раз и пошло выражение «семейный ресторан».
В Европе первые заведения общественного питания появились во времена античности – в то время были известны такие заведения, как таверны и трактиры. Ориентировались они обычно на странников и бродячий люд, так как местные жители редко посещали места данного типа. Выпивка, дичь, места на ночлег и легкодоступные женщины – успех для такого места обеспечен. Этим и жила большая часть Запада до восемнадцатого века.
Люди того времени использовали заведения общественного питания не только для еды и выпивки, но и как клуб, где можно пообщаться в меру своего воспитания, также как гостиницу.
В Новое время Европу охватывает появление новых ресторанов. Главная цель – подача и приготовление блюд на вкус посетителя. Рестораны набирали обороты в Испании и Франции. Само название «ресторан» произошло от вывески над входом одного из первых рестораторов Франции Буланже. «Venite ad me omnes, qui stomacho laboratis et ego restaurabo vos» - «Придите ко мне все страждущие желудком и я вас восстановлю».
Обстановка первых ресторанов дошла до нас в неизменном виде: отдельные столы, определённые часы работы, отдельная подача блюд, выбор блюд из меню, быстрые официанты, красивые залы и погреб с изысками.
В России рестораны принимаются в словарную трактовку в первой половине девятнадцатого столетия. Для начала они открывались только при гостиницах. Первый ресторан Москвы – «Славянский базар». Отличался он от трактира тем, что там были официанты в фраках и перчатках и с громким названием «люди».
Если окунутся в нынешнюю специфику ресторанного бизнеса, то невооруженным глазом можно понять, что это одно из самых известных и прибыльных дел любого предпринимателя. За полтора столетия ресторанный бизнес в России раскрутился до невообразимости. В самых маленьких населённых пунктах и даже вдоль трасс можно встретить заведение, с громким названием «ресторан».
Есть много схем бизнеса, которые помогают начинающему ресторатору влиться в бизнес. Особенно известны франшизы и сетевые компании. В первом случае предприниматель получает готовую бизнес-модель. Ему помогают подобрать и оформить помещение, приобрести оборудование и получить работающие технологические карты. Во втором случае головная компания производит начальную подготовку для открытия заведения, и потом приглашает местный персонал.
Наиболее опасно открывать заведение самостоятельно, без поддержки извне. В этом случае вся подготовка лежит на владельце. Необходимо подобрать помещение, сделать ремонт, соответствующий санитарным и пожарным требованиям, приобрести лицензии и техкарты. Очень важно правильно, и желательно недорого, оборудовать кухню. Для экономии можно обратиться в компании, занимающиеся выкупом ресторанного оборудования, и приобрести б/у технику у них. Кстати, если дело не пойдёт, то всю мебель и оборудование можно продать им же.