Мир продуктового ритейла огромен, ведь именно этот сегмент торговли удовлетворяет основные потребности человека. Разнообразны его формы – от мелких лавок до гипермаркетов. Нарастает и онлайн-торговля, и любая розничная торговая сеть сейчас имеет собственный интернет-магазин. Тем не менее, основная доля продаж приходится на традиционную торговлю, когда покупатель самостоятельно выносит продукты из магазина. И значительную часть - из супермаркетов. Чем они отличаются в разных странах
Средний показатель ассортимента – 10 тыс. наименований. Это примерно соответствует нашим небольшим сетевым супермаркетам, обслуживающим несколько городских кварталов. Названия брендов россиянину неизвестны, кроме, пожалуй, Metro. Выкладка товара, сканирование штрих-кода и оплата на кассе ничем не отличается от принятого у нас. Но есть один интересный нюанс при входе – когда вы забираете тележку для товара.
За неё иногда приходится заплатить – 50 евроцентов или евро. Система автоматическая, с замком, оснащенным прорезью для монеты. И этот евро вам вернется, если поставить тележку назад. Нетрудно догадаться, как это стимулирует бюргеров, а работникам маркета гораздо реже приходится освобождать парковки от оставленных в беспорядке тележек.
Предусмотрен «гешефт» и за сдачу пустой тары. Четверть евро можно вычесть из покупки в магазине, если сдать бутылку с особой маркировкой автомату на входе и получить от него чек. Кстати, стеклянную и пластиковую тару принимают и в других немецких магазинах, торгующих напитками.
Супермаркеты в Германии так же, как и у нас, различаются по ценовым категориям. Ассортимент элитных предполагает предложение продукции соответстующих брендов и, разумеется, особый упор сделан на экологичность. «Био» – это знак качества, за который приходится переплачивать. Для всерьёз озабоченных этим вопросом есть даже специальные магазины.
А для ностальгирующих по родине русских немцев развернута целая сеть супермаркетов – Mix Markt. Её оборот в 2018 году – более полмиллиарда евро. Купить там можно не только «столичную» и бородинский хлеб, но и многие другие продукты, которые сегодня лежат на прилавках стран бывшего СССР.
Есть в Германии и супермаркеты «для бедных», торгущие со значительной скидкой. Но тему дискаунтеров лучше продолжить более близкой к нам страной.
По-польски Biedronka … Так именуется самая популярная торговая сеть страны, и её же относят к категории самых доступных для «малообеспеченных граждан». Число торговых точек в 2018 году достигло 2900, но в основном за счет роста магазинов «шаговой доступности». Владеет этой сетью португальская компания, а в целом значительная часть продуктового ритейла в Польше – это западноевропейские бренды, в основном, немецкие.
Но есть у поляков и интересная национальная сеть супермаркетов – Piotr i Pawel. Начало свое она берет от небольшого магазинчика в Познани, открытого 1990 году под девизом «Как для себя». Насчитывает сотни точек по всей стране, обычно в крупных торговых центрах. Её нельзя назвать дешевой, но по соотношению «цена-качество» и ассортименту «петропавловцы» вполне конкурентоспособны.
Каких-либо серьезных отличий от нашего продуктового ритейла у поляков нет. Однако, в 2018 году произошло событие, которое надо иметь в виду желающим съездить в Польшу на выходные. С 11 марта вступил в силу закон, запрещающий розничную торговлю по воскресеньям. В том числе, в супермаркетах.
Интересно, что запрет коснулся и онлайн-торговли, которая в Польше весьма популярна. В этом легко убедиться, заглянув на сайт известного сервиса Allegro. Упомянутый «запрет на воскресенья» – это не польское изобретение. В Германии и других европейских странах – то же самое. Но в мире существуют и другие ограничения для продавцов продуктовыми товарами.
За продажу жевательной резинки можно сесть в тюрьму в Сингапуре. Таков закон, принятый в прошлом веке из-за использования её для блокировки датчиков дверей в вагонах метро.
Облегчить труд продавца при расчете монетами решили в Канаде законодательно. Их можно использовать только при оплате менее 5 долларов. В американских штатах до сих пор практикуются различные вариации «сухого закона». Так, в Колорадо и Канзасе продуктовым ритейлерам запрещено продавать пиво крепче 3,2 град, а в Индиане им запрещена его реализация из холодильника.
Но это не помешало американской торговой сети Walmart быть крупнейшей в мире. Её оборот в 2017 году превысил 480 млрд. долларов. Для сравнения – у российского рекордсмена, владельца «Пятёрочек» и «Перекрестков», объем продаж в том же году достиг значения 1,29 триллиона, но рублей.