«Общение» с полками супермаркета или даже специализированного магазина – это, в большинстве случаев, настоящая «работа сапера». Только вместо мин и безопасных маршрутов – качественные и некачественные (а иногда и опасные) продукты.
Со знакомыми товарами ситуация несколько проще – мы привыкли ориентироваться на знакомые бренды (или любимые торговые точки), покупая многое практически не глядя. А вот с малоизвестной продукцией все гораздо сложнее. Нас нередко одолевают сомнения в целесообразности подобных приобретений – вдруг товар окажется некачественным?
И алкоголь можно назвать «квинтэссенцией» данной проблемы незнания (если вы, конечно, не эксперт). Иногда даже в процессе его потребления мы не можем сказать точно, что именно в бокале – качественный напиток или низкопробная «жижа», которая явно не стоит своих денег.
Сегодня мы поговорим о винах (тихих и игристых), а также – о крепком алкоголе. И разберем «шесть шагов», которые последовательно помогут вам понять, что же конкретно вы покупаете и пьете.
Хотя бутылка – это всего лишь стекло, она все равно способна многое сказать о напитке, находящемся в ней. Например, премиальные европейские и новосветские вина, которые предлагает магазин Монополь, разливаются в строгие, минималистичные, но качественные бутылки.
Написать «инструкцию» по бутылкам очень сложно – но вы и сами на ощупь поймете, что держите в руках. Некоторые компании (итальянские виноделы или ирландские производители виски) часто специально утяжеляют и затемняют свою тару для солидности. Это абсолютно нормально.
А вот легкая прозрачная бутылка с дорогим напитком – это уже не очень хорошо.
А здесь все уже немного сложнее, чем с бутылкой. Например, ассортимент виски, производимого в мире, настолько широк, что стандарты «оформления» и заполнения этикеток могут различаться кардинально.
Главное, на что следует обращать внимание – это страна-изготовитель, конкретный регион, год урожая (дата производства) и, конечно, состав.
Очень важны и «технические данные», особенно – содержание этилового спирта. Указание 11-13% алкоголя (для вина) или 40-42% (для коньяка) – это не очень хороший признак. Производители высококачественных напитков всегда пишут точные показатели – вплоть до половины процента. То же относится и к содержанию углеводов: чем их меньше, тем напиток «суше», кислее и в нем (если это крепкий напиток) меньше красителя – сахарного колера.
Не забываем о том, что для правильной оценки качества и свойств алкоголя необходима правильная посуда и определенная температура. Например, «мощные» красные вина следует подавать в объемных бокалах (как вариант – тип «Бордо») при температуре в 14-18 градусов; виски – со льдом в специальных стаканах с утяжеленным дном; а коньяк – тепловатым в изящных стеклянных «тюльпанах».
При хорошем освещении качественный напиток выглядит блестящим (с переливами) и прозрачным. Никакие примеси, кроме возможного естественного осадка на дне для некоторых образцов, не допускаются.
Аромат напитка (особенно, если это вино или коньяк) именно «слушают». Хорошие крепкие напитки на «нос» дают гармоничную смесь алкоголя (все-таки спирта там немало) и сортовости – то есть особенных черт, характерных для этого напитка. Броские сторонние запахи, даже приятные, – это, скорее, минус.
Позитивный показатель – развитие аромата. Обычно это характерно для дорогих, более редких напитков. Текила, например, может сначала «выдавать» спирт и «солоноватый» типичный аромат, а затем – тона фруктов, карамели. Коньяк – через полчаса может раскрыться явными цветочными нотами (более деликатными, чем при первой пробе). А белое вино из Новой Зеландии нередко при изменении температуры проявляет яркие фруктовые оттенки.
Что касается плохих напитков, то часто их запах поначалу кажется даже приятным, сладковатым. Но буквально через 15-20 минут он приедается и начинает раздражать.
Не пейте напитки залпом. По крайней мере, пока не оцените их состояние и качество. Дегустационная «проба» может составлять каких-то 10-20 граммов – как для вина, так и для крепкого напитка.
Ищите во вкусе ту же гармонию, что и в аромате. Он не обязательно должен быть каким-то феерично-приятным (дорогой и качественный алкоголь может «выдавать» и довольно странные вкусы, в зависимости от вида, стилистики и прочих деталей), но, тем не менее, не должен раскрываться водянистостью, «прелостью» или химическими оттенками.
Если вы более-менее хорошо знакомы с напитком, определите, насколько вам нравится вкус в данный момент, похожи ли нюансы на то, что вы уже пробовали.
Грубо говоря, если год назад вы пили ром этого производителя и он вам понравился, а сегодня вкус кажется каким-то другим, есть смысл говорить о том, что продукт характеризуется нестабильностью – такой алкоголь принято считать не очень хорошим.
Как ни странно, один из главных параметров оценки впечатления от вин или крепких алкогольных напитков – это опьянение. Оно должно быть «заметным», постепенным, согревающим. Например, бокал хорошего красного вина будет расслаблять вас с каждым глотком, а порция (30-50 граммов) виски или коньяка подарит «внутреннее» ощущение теплоты.
Резкое сильное опьянение (на втором бокале), как и употребление нескольких порций алкоголя без «эффекта», – плохой признак. По факту, такой напиток не выполняет свою функцию.
И, конечно же, оценивайте свою субъективную реакцию – насколько продукт вам понравился в общем.
Пройдя все эти шесть важных «шагов» вы с вероятностью в 90% сможете сказать – хороший перед вами алкогольный напиток или плохой. И дело, конечно, не в пошлых подделках – о них мы вообще не говорим, – а в личном мнении о том или ином «подлинном» образце, его качестве и оправданности цены. Только так вы сможете решить, покупать выбранный напиток снова или нет.