Существует один довольно интересный парадокс. Ученые-футурологи (в прямом смысле – специалисты по изучению будущего) уверяют, будто бы в определенных аспектах они знают грядущие восемь с лишним десятилетий 21-го века лучше, чем историки знают прошедший 20-ый век.
Конечно, они не экстрасенсы. И эти «определенные аспекты» связаны не с конкретными событиями, а, прежде всего, с направлениями развития политической и социальной сфер, технологического прогресса, состояния экономики.
Особенно точными принято считать футурологические прогнозы на ближайшие 5-10 лет. И профессионалы из самых разных областей деятельности «официально/неофициально» составляют примерные небольшие (или даже довольно объемные) прогнозы, позволяющие намечать более-менее конкретные цели в будущем, выбирая максимально релевантные и потенциально актуальные направления. Делается это неизменно – без подобного планирования любой, даже самый устойчивый, бизнес может потерпеть крах буквально через пару десятков месяцев.
Конечно, к сфере услуг (а она развивается просто бешеными темпами) это тоже относится. Рестораторы уйму времени тратят на то, чтобы «заложить» в свое заведение концепцию, отвечающую всем требованиям не только «настоящего момента», но и тех реалий, в которых кафе и рестораны окажутся через несколько лет.
Так какие же направления развития ресторанного бизнеса (хотя мы говорим о заведениях любого уровня) сегодня можно назвать наиболее логичными и правдоподобными? Однозначно сказать трудно – даже профессионалы расходятся во мнениях.
Они предпочитают делить все тенденции (и, как следствие, потенциальные перемены) на краткосрочные и долгосрочные. Первые – это «история» на ближайшие 2 года, когда с большой вероятностью ни экономическая, ни социальная атмосфера в стране не изменятся; возможно, произойдет лишь смена модных веяний.
Вторые – с «запасом» на 5-10 лет: они подразумевают разносторонний анализ, учитывающий более серьезные нюансы (вплоть до кризисов, если говорить о более глубоком прогнозировании).
В данный момент краткосрочными тенденциями для сферы общепита рестораторы считают несколько направлений:
Относится все вышесказанное к векторам развития, которые актуальны уже сейчас. Что касается более долгосрочных тенденций, то там можно выделить следующие направления:
Публика, регулярно посещающая рестораны, кафе, бары и закусочные в России становится все более «подкованной» и в вопросах гастрономии, и во всем, что касается маркетинга, уловок, своеобразных акций. Да и, что говорить, требования, предъявляемые к таким заведениям, постоянно становятся строже – чистота, качество сырья, технологии производства.
Возможно, через 7-10 лет «общепит» станет более «прозрачным» – честным по отношению к клиентам. Вынуждено или по доброй воле.
Если говорить о конкретике, то сейчас специалисты называют 5 концепций, которые, скорее всего, будут актуальны к 2025-2027 годам.
Разумеется, все это только прогнозы. Но они не лишены доли логики – каждое «направление» легко можно обосновать с позиции интереса и выгоды конечного потребителя подобных услуг. Гастрономическая культура в России развивается (хоть и не без проблем), а это значит, что позитивное направление уже намечено.