Стремление к роскоши – реалия характерная практически для всех национальностей, всех культурных пластов и любых без исключения исторических периодов. Люди всегда стремились показать достаток, принадлежность к «высшему обществу» и доступность (для себя) самых редких и эксклюзивных благ.
Но какая роскошь может существовать без видимых проявлений? В этом просто-напросто нет никакого смысла. Поэтому архитектура и интерьеры веками «сопрягались» с понятиями помпезности, вычурности, «шикарности» – естественно, лишь для определенных аристократических кругов.
Часто это выглядело смешно, безвкусно, даже глупо. Ведь «шикарно» не означало «красиво» во все времена. И лишь стиль барокко впервые показал, что роскошь может быть дорогой, выверенной, прекрасной и гениальной одновременно.
Барокко смело можно назвать «богатым классицизмом». Тематически эти стили максимально противостояли друг другу, однако «база» у них была схожая: идеальная геометрия, симметричность, расширение и без того колоссального пространства, стремление «ввысь». Новый стиль лишь добавил во все это королевского шарма, попутно не забывая о драгоценных металлах и необычной лепнине.
Это направление – явление на 90% итальянское. Во времена Позднего Возрождения папский Рим начал терять политическую и военную власть, но, тем не менее, не утратил культурного влияния вкупе с колоссальными финансовыми возможностями. Негласно была поставлена цель – любыми внешними проявлениями заявить Европе и миру о могуществе католической церкви.
Считается, что тогда ведущие итальянские архитекторы, взяв за основу стилистику турецких (османских) дворцов и добавив туда показной «золотой» роскоши, и создали барокко. В целом, будучи прямым наследником греческих подходов к созданию интерьеров и экстерьеров, барокко «по факту рождения» вынужден был развивать тему античного классицизма. Или, как это повелось, разрушать его влияние.
В 17 веке барокко достиг своего расцвета. Италия окончательно погрузилась в упадок, зато ее наследие широко распространилось практически по всей Европе. Например, знаменитый Версальский дворец был полностью создан и оформлен в соответствии с «методами» барокко. Дошло до того, что этот стиль стали считать традиционно-французским, хотя, на деле, это чистейшее заимствование – уже к концу века новой Республикой правил ампир.
Как мы уже сказали, этот стиль можно назвать сопряжением «жесткого» классицизма с монархическим шармом, видимым во всех без исключения элементах.
Прежде всего, в глаза бросается «каменность содержания» (в наше время камень может быть как натуральным, так и искусственным). В гостиной устанавливаются характерные римские колонны, в спальнях – огромные кровати с позолоченными кромками, вешаются хрустальные люстры, на кухнях – мраморные полы, столешницы из кварца или гранита.
Никуда не деться и от помпезно-вычурных линий. Для барокко характерны «непрактичные» узоры, которые отвечают не за наполнение пространства, а за «богатство» интерьера. Именно поэтому дизайнеры рекомендуют выбирать этот стиль именно для больших помещений – каждый элемент визуально будет занимать достаточно много места.
Тем не менее, барокко, например, не терпит ассиметрии. Это очень продуманный, выверенный и даже «инженерный» стиль, не исключающий функциональности, удобства всех конструкций – именно поэтому барокко нередко считают предком «арт-деко» и других более современных стилей.
Если говорить в общем, то охарактеризовать такое направление «интерьерного наполнения» достаточно трудно. Барокко – это обязательное преобладание светлых тонов (белый + золото), грамотное соотнесение с темными элементами (черный, бордовый) и монументальность восприятия за счет качества и видимой долговечности материалов.
До установки гарнитура и обеденной группы «помещение-барокко» абсолютно выдает черты классицизма. В большей степени украшается потолок (лепнина, гипсовые молдинги), а пол, как правило, делают «глянцевым» и достаточно незаметным.
А вот мебель – «фишка» исключительно этого стиля. Гарнитуры просто-таки обязаны быть стилизованными под камень. Сейчас применяется некий «гипсовый эффект», когда дерево специально окрашивают в белый текстурный цвет, а фурнитурой создают более объемный и глубокий образ поверхности. Естественно, никуда без каменных фартуков, столешниц, позолоченных и серебрённых рамок и прочих изысканных деталей.
Что касается обеденной группы, то она тоже не должна выбиваться из общего «колорита». В большинстве случаев стилистка всей мебели на кухне-барокко максимально совпадает. Покупать «все отдельно» – плохая затея.
И теперь уже встает последний вопрос – как же сделать «образ» такой кухни завершенным?
Все очень просто. Дизайнеры любят утверждать, что узоры на потолке, мебели – это уже практически полноценный декор. Барокко очень сдержан в аксессуарах: достаточно подобрать пару «пафосных» ваз, светильников, красивых этажерок для фруктов – кухня приобретет окончательную целостность.
Единственное – не стоит забывать о посуде. Роскошь барочных интерьеров традиционно дополняется фарфоровыми сервизами. В общем, сэкономить нигде не получится.