А вы знали, что совсем недавно показатели ежедневного потребления кофе жителями Земли перевалили за 2 миллиарда чашек в день? Это фантастический объем! Если отмести регионы, где кофе практически не пьют исторически (Китай, Африка), то получится, что почти на каждого человека приходится в день по одной чашке этого напитка.
Конечно, это очень грубый подсчет. Тем не менее, культ кофе – вполне реальное явление, о котором серьезно спорят, и которое, несомненно, влияет на многие процессы, происходящие в гастрономии и даже в общественной жизни.
Кофе – это настоящая «звезда». И, как у любой уважающей себя «звезды», у него есть долгая, запутанная и сложная биография. А именно – этапы становления, о которых мы сегодня и постараемся рассказать.
Нет никаких сомнений в том, что сама история кофе (как напитка) – это всего лишь изменения «взаимоотношений» между его зернами и водой. Хоть это и звучит довольно странно, но за 1200-1300 лет принципиальных преобразований в процесс варки внесено не было!
Принято считать, что «отвар кофе» был изобретен в Эфиопии примерно в 9-ом веке нашей эры – уже тогда монахи, пастухи и ремесленники пили крепкий напиток из обжаренных и молотых зерен. До изобретения специальной посуды (сначала были небольшие кастрюли, а затем – турки) рецептура была максимально проста – «кофе-порошок» просто заливался кипятком и настаивался.
К слову, каждый четвертый любитель кофе в мире до сих пор чаще всего «варит» его именно таким способом – то есть просто заваривает. Или «замачивает», как говорят кофейные снобы, не признающие подобного отношения к напитку.
Вкус такого кофе далек от идеала – как правило, именно он проявляет неприятную кислинку, не отличается особой глубиной и крепостью. Кроме того, в процессе такого заваривания далеко не весь кофе растворяется или оседает на дно – а «песок» на зубах мало кого обрадует.
Конечно, уже в 19-ом веке был изобретен френч-пресс, который «отжимает» кофе, отделяя его от гущи. Вот только на вкус «невареного» кофе это, видимо, никак не повлияло.
С появлением на Ближнем Востоке этого устройства (арабы называют турку джезвой) в истории кофе началась новая славная страница. Примерно с 11-12 веков персы, османы, сирийцы и многие другие народы этой части света начали именно варить этот напиток, а не просто заваривать его.
Как заявляют специалисты, все дело в медицинском подходе, ведь долгие годы кофе считался не только вкусным и бодрящим, но и целебным отваром. Именно для «соединения» его свойств с эффектом различных лекарственных трав и специй в процессе «варения» был изобретен небольшой металлический сосуд, форма которого за 200-250 лет была доведена до совершенства – до той турки, которую мы привыкли видеть и использовать.
«Фишка» этого уникального сосуда в его форме – узкое горлышко и широкое дно. Все это позволяет фактически «запирать» ароматы кофе (и специй, если они добавлены) между сильно нагретым днищем и некой плотной пленкой-«пробкой» на поверхности напитка, которая образуется из поднимающейся кофейной гущи.
В этом деле главное – не передержать, то есть не довести кофе до кипения. Опытный бариста (мастер варки кофе) может поддерживать напиток в температурных рамках 80-90 градусов в течение определенного времени, достаточного для того, чтобы подобранный сорт кофе и добавки лучше всего «соединились» с водой.
Главная «заслуга» кофеварки (а это устройство наверняка знакомо всем) в том, что она практически исключила человека из процесса приготовления напитка. Теперь кофе «соединялся» с водой автономно, а по характеру этого самого «соединения» стали различаться и основные виды кофе – эспрессо, американо и так далее.
Изобретена кофеварка была еще в 19 веке, и первые несколько десятилетий её развития характеризовались лишь изменением способа нагрева воды и ее подачи к резервуару с фильтром и молотым кофе.
Чуть позже появились различные виды кофеварок. Если к кофе под давлением подается водяной пар, кофеварка считается гейзерной; если все «работает» по классическому принципу – вода проходит через кофе (иногда через смесь с сахаром) и фильтр «самотёком», то устройство следует называть капельным; а если горячая вода особым образом «вымывает» субстанцию из капсулы с кофе и прочими добавками (например, сливок) – это уже кофеварка капсульного типа, то есть самый современный вариант. И это, конечно, еще не все виды.
Фанаты кофе (и эксперты по нему) уверены, что кофеварка стала лишь удобным приспособлением для ускорения процесса «замачивания» молотых зерен. Только некоторые модели (тяготеющие к кофемашинам) действительно способны выдавать продукт, близкий к идеальным представлениям об этом напитке. Грубо говоря, кофе, сваренный в турке, это кардинально другая, более правильная «история» – жидкость из кофеварки даже рядом не лежала.
Часто приходится слышать интересную фразу: «кофемашина – это устройство, которое поведало о кофе всем» (в оригинале смысл примерно такой). Если кофеварка (а тем более – сосуд для «ручного» приготовления кофе) – это более индивидуальное приспособление, используемое дома или на работе в небольшом офисе, то кофемашины стали настоящим «заводским агрегатом», производящим кофе в промышленных масштабах.
Именно с изобретением первой мощной кофемашины пришла эра «кофе из фаст-фудов» и «кофе на вынос». Кофе стал настоящим культурным явлением, превратившимся из простого «отвара» в целое наслаждение – достаточно вспомнить самые различные виды напитка с добавлением молока, сливок, орехов, фруктов, сиропов, алкоголя и прочих ингредиентов.
Если говорить более «техническим» языком, то кофемашины не только оптимизировали процесс «соединения» воды с молотым кофе, а еще и поставили «на поток» все этапы подготовки зерен (помол, сохранение), добавок (топингов) и нагрева воды. От пользователя не требуется почти ничего – достаточно заложить все в специальные отделения аппарата.
Конечно, кофемашина стала профессиональным оборудованием – без нее невозможно представить себе работу любого кафе или ресторана. А в специализированных кофейнях часто можно встретить и несколько различных устройств, способных варить и изготавливать самые необычные и интересные напитки.
И именно на этом была построена целая индустрия – появились специализированные компании, занимающиеся производством и осуществляющие ремонт кофемашин. Считается, что, например, фирмы La Cimbali и Faema за последние 10 лет заработали на этом несколько миллиардов долларов. Их оборудование устанавливают в свои заведения самые именитые мировые корпорации общественного питания.
Хоть кофе и не обладает такой «духовной» историей, какой может похвастаться, например, чай или почти любой алкогольной напиток, зато его эволюция всегда напрямую связана с развитием технической мысли и, собственно, прогрессом.
О популярности кофе можно говорить вечно – ведь его «медийность» зашкаливает, а продажи приносят огромный доход. Следовательно, будут и новые идеи по созданию очередного антуража вокруг него. Не исключено, что в линейке приготовления «примитив-турка-кофеварка-кофемашина» через 20-30 лет появится и новое звено. Какое? Это предугадать невозможно.