Культура западных цивилизаций всегда была связана с производством и, конечно, потреблением алкогольных напитков. Отрицать это глупо. Достаточно вспомнить, какое влияние на общее восприятие французской гастрономии оказывают вина, и какую роль в формировании немецкой, чешкой или бельгийской общественной мысли сыграло пиво и напитки на его основе.
Однако, значимость и крепких напитков не стоит преуменьшать. Специалисты утверждают, что «культура дистилляции» – явление основополагающее и очень древнее. Если виноделие Греции достигло своего расцвета в 3-4 веке до нашей эры, то уже в 1-ом веке нашей эры по всей Европе начали «гнать» напитки крепостью выше 20-25 градусов. Хоть и были они довольно примитивными.
Функционал первого крепкого алкоголя был довольно разнообразным. И главным «направлением» считалось вовсе не потребление внутрь, а медицинские цели – дистиллятами лечили самые разнообразные заболевания и использовали для профилактики (даже при эпидемии чумы).
Ближе к 14-15 векам крепкие напитки начали «питься» более активно – в некоторых регионах по популярности они обошли даже вино и пиво. Особенно это относилось к территориям с холодным климатом. А еще пару веков спустя в деле изготовления этих напитков сформировались и первые региональные «тренды», которые актуальны и по сей день.
Интерес крепкого алкоголя в том, что, в отличие от того же вина, в его основе могут лежать самые различные ингредиенты. Схема проста: что доступно и популярно в стране, то и шло на некую «брагу», из которой затем и выпаривали ароматную спиртовую жидкость. Именно таким образом и появился огромный ассортимент разнообразных дистиллятов.
В России, как и во всей Восточной Европе, популярен, конечно, зерновой самогон (или самогон на основе сахарно-дрожжевой браги) – все с ним прекрасно знакомы. Но и в других странах ситуация не менее «интересная».
«Существует чача, которую ни с чем нельзя спутать», – говорится в одной известной юмористической репризе. И правда, этот напиток по праву может похвастаться миллионами поклонников по всему миру.
По сути, чача – это виноградный самогон, продукт перегонки сброженных винных фракций. Иногда используется и обыкновенное домашнее незрелое вино. Приготовить этот напиток можно и самостоятельно, не отправляясь на Кавказ, достаточно заготовить специальную виноградную брагу (желательно из технического, не сладкого винограда) и перегнать ее.
Для быстрого и удобного изготовления можно использовать, например, самогонные аппараты Феникс – они подходят даже для дистилляции довольно плотного виноградного «сусла».
Готовая чача – это приятное сочетание характерного аромата, маслянистой текстуры и мягкой крепости – 50-60 градусов практически не ощущаются.
«Образ» этого чудесного напитка появляется в творчестве Ремарка и даже в современной рок-музыке. Кальвадос называют гордостью Франции – лучшим дижестивом из всех возможных и единственной «идеальной парой» ко всем блюдам французской кухни.
По происхождению это продукт перегонки яблочного сидра. Хотя нередко используется и грушевый аналог.
Отличие элитных сортов кальвадоса в том, что они представляют собой целый купаж различных яблочных спиртов – именно в таком случае формируется исключительный вкус.
На севере Франции этот крепкий напиток часто готовят и в домашних условиях – в деревнях и на фермах. «Фишкой» такого кальвадоса считается то, что изготавливается он из опавших и даже немного подгнивших яблок.
Полноценным продуктов дистилляции лимончелло назвать нельзя (в какой-то степени это ликер), но это по-настоящему домашний напиток – заводской аналог обычно называют «пустышкой».
На начальном этапе будущий лимончелло представляет собой привычный для россиян самогон (фруктовый или зерновой) – сами итальянцы используют обыкновенный самогонный аппарат для перегонки засахаренной фруктовой «субстанции» или, иногда, солодовой браги.
Затем уже на полученном «полуфабрикате» настаиваются целые или нарезанные лимоны – получается желтый ликер с характерным цитрусовым ароматом.
В зависимости от времени выдержки, добавления сахара и терпкости лимонной цедры, лимончелло может напоминать как обыкновенную ароматную водку, так и яркий тягучий «полубренди».
История этих мексиканских напитков неразрывно связана с влиянием испанских конкистадоров. Изготавливать текилу начали примерно в 17 веке, обнаружив, что сок голубой агавы (гигантское растение – некая смесь кактуса и ананаса) отлично поддается сбраживанию и дальнейшей перегонке.
Текила – это напиток, пожалуй, с самым запоминающимся букетом и вкусом. Кто-то называет его соленым, другие – фруктовым, третьи – травяным. И у текилы есть как ярые фанаты, так и активные противники. В общем, она никого не оставляет равнодушным.
Что касается мескаля, то это «сухой» вид текилы – без добавления сахара. Считается, что вкус и аромат мескаля еще более насыщенный. Именно его чаще всего изготавливают в домашних условиях и пьют нефильтрованным.
Любимец пиратов, Хэмингуэя и туристов на далеких тропических островах. Ром – это «самогон» на основе приторного тростникового сахара, вкус которого отлично передается напитку.
И ром распространился по всему миру – на фабриках и обыкновенных кухнях его «гонят» на Кубе, в Бразилии, в Испании, в Италии и даже в Австралии.
Этот крепкий напиток лег в основу нескольких десятков коктейлей (самые известные – мохито и пина колада), поклонники любят его за характерный сладковатый вкус, который иногда перемешивается с древесными и фруктовыми оттенками.
Естественно, это далеко не все крепкие алкогольные напитки достойные упоминания. Англичане обожают свой джин, украинцы – горилку, китайцы гонят своеобразную «водку. А про виски мы не стали говорить сознательно – «имя его слишком известно, чтобы называть». Ведь это действительно великий напиток.