В шаговой доступности от наших домов стало слишком много магазинов. А если взять «радиус» в 5-10 минут езды на общественном транспорте или машине, то варианты для покупки продуктов и прочих необходимых мелочей и вовсе будут исчисляться сотнями торговых точек. Супермаркеты, гипермаркеты, небольшие киоски, специализированные и фермерские магазины – все они призваны удовлетворять потребность клиента фактически в неограниченном ассортименте различной продукции.
Даже в небольших городах теперь легко можно купить экзотические фрукты, элитный алкоголь, разнообразные полуфабрикаты – все доступно в ближайших магазинах. А что касается мегаполисов, то там можно купить такие продукты, о которых рядовой потребитель даже никогда не слышал – сплошь изыски, гастрономическое раздолье и множество импортных товаров. Цены, конечно, соответствующие.
Кажется, что это все – один большой плюс: множество магазинов, шикарный ассортимент, шаговая доступность и конкуренция, которая «вытягивает» на полки всякие привлекательные скидки и акции. Да, ничего плохого. Но во всем этом есть одна маленькая проблема.
Около года назад одна голландская компания, планирующая расширение своей торговой сети в России, провела масштабное маркетинговое исследование. Цель была проста – выяснить потребности покупателей в «формате» магазинов и их основном ассортименте, то есть некой специализации магазина.
Исследователи, как и маркетологи уже действующих ритейлеров, были удивлены. Жители почти всех городов заявили, что рядом с домом ничего толкового купить они не могут. И это при условии, что в некоторых районах, где проводился мониторинг, на 5-6 тысяч жителей приходилось по 15-20 магазинов самого разного формата.
Итоговая жалоба были примерно такой: «За дорогими напитками или охлажденным сибасом можно отправиться и в сетевой гипермаркет на окраине города. А рядом с домом людям нужны товары первой необходимости –
Здесь удивление достигает «пика», ведь все эти продукты представлены в магазинах в изобилии. Однако покупатели раскрывают все «тайны»: дело в том, что продукция для ежедневного потребления должна отвечать определенным требованиям, на которые руководители торговых точек даже внимания не обращают (или просто не могут эти требования выполнить).
Ситуация из жизни – в субботу утром человек идет в магазин с желанием купить к завтраку свежий хлеб, бутылку непастеризованного молока и несколько яиц. Потребности базовые. Но на деле оказывается, что свежий хлеб не завозится в магазин раньше 11 часов (обычная практика), все молоко – ультрапастеризованное (срок годности – 1 год, из которого полгода оно уже стоит на полке), а яйца и вовсе не продаются – за упаковкой нужно идти в супермаркет. Где, понятное дело, они продаются не поштучно, а сразу по три десятка.
Тут-то сразу и понимаешь, какого конкретно магазина не хватает рядом с нашими домами. Простого – без консервов по 200 рублей и французского коньяка – со свежей выпечкой, молочной продукцией к завтраку, недорогими овощами и сезонными местными фруктами.
Потребителю не нужен формат самообслуживания, дорогой ремонт и «забитые» полки. Достаточно 20-30 позиций в ассортименте и одного продавца. Вот, оказывается, чего хочет народ.
Разумеется, не все так просто. Реалии такого «фантазийного» магазина требуют определенных контактов с поставщиками, грамотных логистики и ценообразования. В общем, все как в Европе, где как раз такие «лавочки» с продуктами первой необходимости процветают десятилетиями.
Но, стоит сказать, что примеры успешной работы таких магазинов в России уже есть. И, как говорят, успех связан именно с простой. Чем «меньше и проще», тем лучше.
Многие пробовали делать акцент на продукты с высокой добавочной стоимостью, но всех в конечном итоге ждало фиаско: сыры попали под санкции, экзотические фрукты и овощи «уперлись» в высокую цену осенью-весной, а рыба – в проблемы поставщиков.
И мы не зря упомянули Европу. Недавно там появился новый тренд, который было бы здорово «довезти» и до России. Теперь маленькие магазины, занимающиеся продажей продуктов из стандартной потребительской корзины, осуществляют и их доставку!
Конечно, систематика «заказал багет и пачку масла – привезли» абсолютно не выгодна продавцу. Доставка осуществляется по особому договору и только в пределах ближайшего района, но привезут вам все, что угодно, и в любых количествах. Даже хлеб. Кстати, по этому же принципу (только безо всяких договоров), в городах Украины работает служба
В Европе же все работает немного иначе. Вот как это происходит, например, в Испании:
Выгода «со всех» сторон. Многие магазины и вовсе переходят исключительно работу через доставку – они сразу получают большую сумму денег, а затем на нее же и обслуживают клиента, пользуясь услугами частных пекарен, домашних хозяйств и других поставщиков.
И клиентам это тоже выгодно. За крупную оплату общего заказа покупатель получает существенную скидку – таким образом, он не только пользуется фактически бесплатной доставкой, но и сами продукты покупает по заниженной цене. Главное, чтобы они были простыми, свежими и заведомо не дорогими.
Поговаривают, что фирма, которая сможет грамотно организовать такой магазин «у дома» со службой доставки в России, «озолотится» в течение пары лет.