Несколько лет назад на одном из кулинарных фестивалей в Москве прошла большая дискуссия между ведущими рестораторами, шеф-поварами и бизнесменами страны.
Суть разговора заключалась в том, что пока в России люди, делающие общепит, и люди, «потребляющие» общепит, говорят на абсолютно разных маркетинговых языках. Если сказать проще – все преследуют собственные цели, которые развиваются наперекор целям (и ценностям) других.
В качестве базового примера приводились результаты исследования, которые затронули вопрос выбора концепций для кафе и ресторанов. Так предприниматели, в большинстве, выбирали экзотику, высокую и молекулярные кухни, а их потенциальные клиенты предпочитали простую и понятную еду с «домашним» оттенком. В этом, как считается, и скрывался «корень» ресторанного кризиса 2008-2013 годов.
Рестораторы гонятся за высокой добавочной стоимостью (чем непонятнее и «смелее» блюдо, тем больше наценка), а потребители хотят есть вкусную, качественную и недорогую еду, потребление которой не будет каждый раз превращаться в какую-то особенную церемонию.
Но кризис пытаются преодолеть. Особенно это заметно в городах-«миллионниках», где в последнее время гастрономическая культура активно развивается. Новый тренд – семейное кафе. Место, где интересы «продавца» и клиента по-настоящему схожи.
В основе таких заведений лежит принцип некоторого переосмысления домашней кухни. Человек там может поужинать «как в семье», привычно –как его кормит мама или жена. Кроме того, концепция «семейности» часто подразумевает и формат бизнеса – обычно такие кафе открывают в качестве семейного дела, где все родственники участвуют в процессе создания и развития заведения.
Все это в итоге формирует новую систематику работы: «люди работают для людей» – понятно, вкусно, сытно, уютно и не очень дорого. Если говорить конкретно, то можно выделить четыре базовых параметра, которые как раз и составляют концепцию таких семейных кафе. Это внешний вид, меню, так называемые «фишки» и ценообразование. С этими параметрами мы попробуем разобраться чуть подробнее:
Интерьер – это главная статья экономии для семейного бизнеса. Поэтому внешний вид таких кафе можно обозначить банальной фразой: «скромно, но со вкусом». Заходя в заведение, вы сразу поймете, что там не работал дизайнер, мебель куплена в «Икее», а аксессуары собирались по всем родственникам и знакомым.
Хотя бывает и иначе. Некоторые семейные кафе выглядят очень современно и даже элитно. Например, бывают заведения с «детской направленностью» – там яркое и заметное оформление, удобная мебель.
Так или иначе, кафе с домашней кухне подразумевает уют и еще раз уют!
И семейное кафе трудно встретить в центре города – на самых проходных улицах и в торговых центрах. Для экономии хозяева таких заведений берут в аренду помещения в спальных районах – на первых этажах обычных домов. Иногда узнать о том, что в городе появилось новое интересное кафе с домашней кухней можно лишь по «сарафанному радио».
Это, пожалуй, самое главное в семейном кафе. Кухня должна быть домашней. Не обязательно русской, простой или «топорной», но на 100% домашней!
Обычно под этим словом подразумевают наработанные годами рецепты, которые «культивировались» внутри семьи и были доведены до совершенства. Бывает такое, что в семейном кафе готовят и заграничные блюда, привезенные из поездок, но это редкость.
Как правило, все меню – это «легкие фантазии» на тему домашней еды (будничной или праздничной). Супы, знакомые салаты, горячие и холодные закуски, тяготеющие к советской кухне, привычные «вторые блюда» и простые десерты.
Все доводится до ресторанного уровня – еда, как часто говорят, ностальгическая, запоминающаяся и очень вкусная.
«Фишки» – это то, чем заведение будет цеплять и удерживать своих клиентов. Считается, что главная фишка – большие порции. И это правда. Семейные заведения становятся еще теплее и приятнее, когда заказанным блюдом ты именно наедаешься.
Это не высокая кухня, где надо долго смаковать оттенки вкусов. Домашняя еда подразумевает «активное поедание», расслабленное семейное общение и отсутствие внимания ко всяким поварским мелочам.
Еще одной фишкой считается отношение к детям. Для малышей формируется специальное детское меню (тоже с домашней едой) – иногда создается до 2-3 десятков блюд, которые подойдут детям разных возрастов.
И наконец, главная фишка – легкость «коммуникаций». Часто хозяева таких заведений напрямую общаются с клиентами, прислушиваются ко всем пожеланиям, рекомендуют блюда и даже выстраивают индивидуальную систему оплаты по счету.
Ситуация такова, что семейные кафе не могут устанавливать именно низкие цены. Скорее всего, средний чек будет таким же, как и в обычном кафе; с той лишь разницей, что там вы не получите такие большие порции блюд, приготовленных с душой.
Но многое, конечно, зависит от кулинарной направленности заведения. Домашняя русская кухня, вероятно, будет дешевле, чем «домашне-европейское» меню. А вот кавказские семейные кафе и вовсе не радуют своим ценником. С другой стороны, считается, что ужин в таком заведении вы точно запомните надолго!
В этом деле универсальностей быть не может. Каждый ищет место, которое придется по вкусу именно ему. И семейные кафе с домашней кухней в этом деле стали серьезными конкурентами для привычных ресторанов. Но потребителю от этого только лучше.