Все смотрели шоу о кулинарии и путешествиях «Еда, я люблю тебя»? Трое ведущих этой программы приезжают в один из городов мира и бросают жребий – выбирают, кто пойдет по самых интересным ресторанам, кто отправится готовить традиционный ужин в местную семью, а кому придется питаться в уличных забегаловках, маленьких кафе или палатках с едой.
Участь последнего кажется наименее привлекательной. Однако, сами ведущие признаются, что всегда пытаются «поколдовать» перед жребием, чтобы выпал именно этот вариант. Почему?
Да потому, что уличная еда – это фактически квинтэссенция местной культуры. С такой едой, как говорят, проще понять нравы людей и в целом прочувствовать дух города.
Не стоит забывать и о том, что в Америке, Европе и Азии развитие уличного питания достигло небывалых высот. Проработка рецептур, качество ингредиентов, вкус (а иногда и польза) готовых блюд – все это позволяет порой давать фору и многим городским ресторанам. А уж по «интересности» для туристов уличная еда точно превосходит блюда любого «стационарного» заведения.
По мнению историков кулинарии, все начинается с простой уличной еды. Даже многие рестораны высокой кухни берут свое начало с мелких придомовых заведений или вовсе – с передвижных палаток. И, естественно, что большинство фирменных блюд когда-то были примитивными уличными закусками.
Важно и то, что «стрит-фуд» является фактически катализатором эволюции множества кулинарных методов, а особенно – кухонного оборудования (приборов). Вряд ли бы сами собой на свет появились электрические мангалы, установки для шаурмы, огромные электрические сковороды и «боксы» для изготовления попкорна.
Сейчас таких приборов невероятно много. Некоторые из них популярны не только на улице, но и «проникли» на кухни ресторанов, а также – в дома простых людей. Например, история фритюрницы однозначно начиналась с уличных заведений, где еще сто лет назад готовили различные угощения прямо в кипящем масле.
Шашлычницы, блинницы, рисоварки, коптильни и вафельницы – все эти приборы уже давно не кажутся нам фантастикой. На сайте компании Торговые Холодильные Технологии и вовсе легко найти десятки различных видов оборудования, которым можно оснастить заведение общественного питания или магазин. Почти все они – «продукт» фантазии людей, любящих готовить и есть прямо на улице.
Шаурма, например, в России давно стала «классикой». А газовые и электрические установки для нее – изобретения умельцев с Ближнего Востока, где шаурма считается национальным угощением. Сейчас такие установки без проблем можно встретить и на кухнях ресторанов, где их часто используют в качестве портативной замены электрическому грилю.
Но очень хорошо, что шаурма – это теперь далеко не единственное вкусное блюдо, которое можно купить и быстро съесть на российских улицах.
Настоящим прорывом стали ресторанные дни, которые уже несколько лет периодически устраиваются в крупных городах нашей страны.
В такой ресторанный день любой желающий может открыть небольшую точку уличного питания прямо под открытым небом, предварительно разрекламировав ее в интернете – на специальном сайте или в социальных сетях.
За последние 2-3 года в Москве и еще ряде городов по этой «программе» открывалось несколько сотен различных заведений. Главное то, что около 50 из них в итоге стали работать в ежедневном формате, принося реальную прибыль владельцам.
Радует и то, что при популярности на ресторанных днях блюд иностранных кухонь наши повара стараются выносить на общественный суд и собственные изыскания. Главный тренд – полезность. Появляются вариации мексиканских тако со свежими овощами и тунцом, сливочное мороженое с отечественными фруктами, багеты с местными сырами и многое-многое другое.
Правда, им всем придется серьезно потрудиться, чтобы догнать по популярности и «интересности» знаменитые западные и восточные «стрит-фуды». В Италии, например, местное сливочное мороженое джелато и вовсе недавно признали национальным достоянием. Кроме того, официально было доказано, что первая тележка-холодильник была изобретена именно для джелато – все случилось в Ломбардии, в 20-ые годы прошлого века.
Хранители традиций уличной еды из других стран пока только собираются доказывать свою уникальность. Особенно стараются турки – недавно они заявили, что зажаренная целиком курица-гриль – это их изобретение, как и уличная обжарка каштанов, сладких фруктов и орехов.
Зато канадцы, в свою очередь, радеют за вкусовые сочетания. В частности, они считают своим исконным «стилем» смесь фритюра и сливочных оттенков. В качестве примера они приводят сверхпопулярное на восточном побережье блюдо из картофеля фри и нежного сыра. Русским туристам оно уж очень нравится своим названием – «путин». Но это не в честь российского президента; в переводе с английского «путин» – это бардак, ну или беспорядок. Именно так «беспорядочно» выглядит само блюдо.