Существует одна очень известная мировая сеть кофеен. Специализируется она, конечно, на различных сортах кофе, кофейных напитках и своих знаменитых «круглых» булочках с шоколадом, корицей, орехами и прочими вкусностями. Кто-то, может быть, догадался, как она называется. Но это не так важно.
История заключается в том, что несколько лет назад в филиалах этой кофейни в России в кратчайшие сроки продажи кофе серьезно снизились. В то время как чай стал расходиться гораздо лучше, чем когда-либо. «У нас любят чай», – скажут многие и будут правы, но дело не только в этом. Руководство сети этих кофеен в один из дней решило реализовывать не обыкновенный чай (типичный для всех заведений), а элитный. Гастрономический эффект был потрясающим, чего не скажешь об итоговой прибыли. Ведь даже премиальный чай стоил дешевле, чем стандартный кофе.
Оставим тайны – это кофейня называется «Синабон». В течение 1-2 лет посетители могли заказать обыкновенный пакетированный чай стоимостью 15-20 рублей. Чай был самый простой и «заказывался» очень плохо; даже чайные фанаты предпочитали пробовать какой-нибудь кофейный напиток.
Через некоторое время простой чай был заменен на элитный – марки «Newby», который в Казахстане, например, долгое время успешно реализует чайный магазин newby.kz. Цену пришлось поднять в 2-2.5 раза – до 40 рублей. Но это все равно «обходило» кофе, так как самый простой эспрессо стоил около 70 рублей.
Тогда начался настоящий «чайный бунт» – заказы на чай выросли (в зависимости от места расположения кофейни) в 5-10 раз. Логика была простой: людям нравился чудесный чай, который идеально заходил под типичные «синабоновские» десерты, да еще и позволял экономить на кофе.
По отзывам клиентов, все решал и вкус этого чая. Он принципиально отличался от того, что они привыкли пить дома или в заведениях. После заваривания на расстояние вытянутой руки распространялся приятный крепкий аромат, а сам напиток был терпким, но в то же время – мягким. И стоил пакетик этого удовольствия всего 40 рублей! Хотя прагматики успели посчитать, что на упаковку в 25 пакетиков выходило уже 1000 рублей – совсем не мало, учитывая реалии наших магазинов. Но оно того стоило.
Существует забавный тезис, что, мол, элитный чай – это просто настоящий чай, а обычный чай – это вовсе и не чай. В этом есть доля правды. Чайное производство (если говорить о хорошем чае) достаточно «отходное» – лишь 15-20% от массы высушенных на фабрике листьев способны действительно порадовать потребителя.
Однако мы, как правило, покупаем в магазинах оставшиеся 80-85%, безуспешно пытаясь найти желаемые вкус и крепость чая. Фанаты «советского прошлого» тоже будут расстроены – в СССР и вовсе не было нормального чая, за исключением редких грузинских образцов или импортного чая, полученного по большому блату. Можно сказать, что многие из нас так до сих пор и не пробовали хороший чай.
И дороговизна элитных образцов – это некий «жадный» миф. Мы экономим 200-250 рублей в магазине, отказывая себе в пачке настоящего индийского или цейлонского чая, а потом тратим их на 1-2 стакана уличного капучино. Хотя пачка может радовать целую семью в течение недели. Стереотипы!
И вот еще миф: элитный черный чай отлично сочетается с различными добавками, а иногда и требует их. В отличие от зеленого чая, в черный ассам, например, настоятельно рекомендуют добавлять маленькую ложку сахара, чтобы раскрыть плотный солодовый вкус. А некоторые элитные сорта африканского (кенийского чая) знатоки и вовсе не представляют без пары столовых ложек молока, которое делает напиток сливочным, но, в то же время, оставляет его крепким.
Ассортимент чая уровня «премиум» очень разнообразен. Он позволяет оценить всю палитру вкусов, цветов и ароматов – стать настоящим ценителем этого напитка, разбираться в тонкостях выращивания, производства и, конечно, приготовления.
Элитный чай точно стоит того, чтобы его попробовать. Многие затем «вносят» его в своей ежедневный рацион и уже не удивляются, почему англичане так трепетно чтят традиции своего знаменитого «5 o’clock».