В начале 20-го века в Северной Африке было найдено поселение древнего человека – возраст первобытной деревни отнесен приблизительно к 6-му тысячелетию до нашей эры. В целом находка не была уникальной для археологов, пока британские специалисты не наткнулись на остатки небольшого помещения, похожего на общую кухню «племени». Там они нашли множество посуды, простейших бытовых приспособлений, медных инструментов и каменных плит, а также – около двух десятков небольших обработанных шкур животных и грубых лоскутов, сделанных из местного аналога камыша.
Через несколько месяцев исследований ученые дали ответ: странные «тряпки» использовались для защиты древнего повара от термических воздействий. Так мир узнал о первом использовании «текстиля» в кулинарной среде. Во время приготовления на костре или камне человеку приходилось укрывать руки, тело и колени от расходящегося жара и углей. Прошло несколько тысяч лет, и теперь представить кухню без разнообразия полотенец, прихваток, фартуков и салфеток просто невозможно.
Задуматься о защите рук при приготовлении пищи древнего человек заставил, вероятнее всего, первый же ожог. Так или иначе, разнообразие кухонного текстиля уже для жителей Древнего Египта не было особой новинкой. Прислуга в богатых домах (особенно во дворце фараона) пользовалась примитивными полотенцами и переняла у кузнецов опыт использования плотного фартука из шкуры при контакте с печью.
Постепенно бытовой текстиль становился мягче и функциональнее – ремесленники Греции и Рима иногда целенаправленно готовили продукцию для нужд кухни. По мере формирования принципов этикета и культуры потребления пищи, надобность в различных аксессуарах из ткани только росла.
К слову, понятие текстиля принято рассматривать в широком и узком смыслах. В узком смысле текстиль – это тканая продукция для бытовых нужд из хлопка, синтетики, льна или других материалов, которую сейчас несложно отыскать и в интернете – poloteshko.ru. Прежде всего, это одежда, ткани для украшения и, например, интересные нам кухонные «мелочи». Что касается понятия текстиля в широком смысле, то в данном контексте им можно назвать любую продукцию ткацкого станка – от ковров до рыболовных сетей.
Конечно, такое формальное разделение существовало и в древности. По мере продвижения моды, религий и общей культуры «ассортимент» текстильной продукции постоянно пополнялся. Что касается именно кухонного текстиля, то настоящую революцию произвело появление салфеток – их изобретение связывают с ранней средневековой культурой.
По словам историков, потребность в салфетках можно было назвать прагматичной и забавной. Обильная растительность на лицах европейской знати (вкупе с общим невежеством за столом) выдавала крайне нелицеприятный результат – после приема пищи в бородах и усах мужчин можно было найти столько еды, что ее вполне хватило бы на легкий перекус.
Об одноразовом использовании бумаги (драгоценной в то время) не могло идти и речи, нужна была альтернатива – к 12-13 векам в богатых европейских домах появились грубые льняные салфетки. А после 15 века в моду вошли и столовые полотенца из восточного хлопка и даже китайского шелка. Нередко их расшивали золотыми нитками, создавая самые причудливые узоры. По красоте и богатству кухонного текстиля (салфеток и полотенец) можно было судить о финансовом благополучии хозяина дома.
Кстати, в России, развивающей кулинарию и культуру потребления пищи обособленно от всего остального мира, проблему с отсутствием салфеток и полотенец решили максимально просто: при приготовлении женщины вытирали руки прямо о подол платья-сарафана, а во время еды легко можно было вытереться длинным рукавом. «Избавил» страну от подобной традиции лишь Петр I, прорубив окно в Европу, в том числе, и тканевыми салфетками (крестьянство продолжало пользоваться рукавом вплоть до 20 века).
Однако говорить о невежественности русских людей в этом отношении довольно тяжело – в отличие от западной и центральной Европы, в России «культура рукава» шла параллельно с традицией еженедельной бани и регулярной стиркой одежды.
Со временем кухонный текстиль стал для большинства хозяек практически незаменимым. Элементы традиции и имиджа за несколько последних веков ушли на второй план, освободив место функциональности, практичности, удобству и элегантной простоте.
В мире осталось мало тканевых кухонных аксессуаров с национальным «характером» – в России и восточной Европе гордятся вышитыми рукавицами для горячих горшков и сковородок, а, например, в Японии – традиционными скрученными полотенцами осибори. Чтобы вы могли протереть руки, перед трапезой в правильном заведении японской кухни вам обязательно принесут такое подогретое полотенце.
Кроме того, японцы одними из первых начали использовать тканевые элементы в дизайне кухонного интерьера. Несмотря на традиционный минимализм, они умудряются очень живо и естественно обыгрывать текстиль в украшениях мебели, посуды и даже кухонных приборов.
В Европе и США кухонный текстиль (как в аксессуарах, так и в декоре) считается символом домашнего уюта – ответом современному дизайну с его обилием стали и технических приспособлений. Хозяйки подбирают салфетки, полотенца, фартуки в тон с общей стилистикой своей кухни, покупают соответствующие шторы и украшают мебель тканью.
Сочетание функциональности и дизайна для кухонных аксессуаров из ткани – несомненный тренд, который будет главенствовать еще долгие годы. В разработку такой продукции постепенно проникают новые технологии создания тканей, которые делают приготовление, потребление пищи, а затем и уборку кухни намного удобнее.