Несколько стран мира уже много лет борются за негласное звание «родины фаст-фуда» (в переводе с английского – «быстрой еды»). Американцы особенно активно включились в процесс изучения собственной уличной пищи и привели несколько примеров того, что именно в их мегаполисах впервые появились фаст-фуд заведения. Историки, однако, с этим не согласны – они утверждают, что первой стоит считать одну из итальянских пиццерий, работники которой еще в 1921 году додумались продавать клиентам куски пиццы на вынос. Делали это они в довольно современном варианте – в бумажных «конвертах», предлагая напитки и дополнительные закуски.
Но недавно у итальянцев появились серьезные конкуренты – японцы. Они уверены, что фаст-фуд – это их изобретение, а первые подобные заведения появились в крупных городах страны еще за 20 лет до открытия той самой пиццерии.
За последние полвека имидж фаст-фуда был безнадежно испорчен. В традиционном понимании – это не только быстрая еда для рабочих, студентов или туристов, но еще и вредная пища из непонятных ингредиентов, от которой толстеют, болеют и быстро умирают. Одной из немногих стран, где подобного мнения о фаст-фуде просто нет, является Япония. Жителям этой страны вообще тяжело представить себе то, что пища вдруг может оказаться вредной.
В целом, японские традиции потребления пищи практически не соотносятся с питанием в формате быстрого перекуса. Даже самые занятые японцы, как правило, выделяют должное количество времени для того, чтобы поесть нормально. По этой причине большинство фаст-фуд заведений в Стране Восходящего Солнца похожи на маленькие уютные кафе, где подают те же самые блюда, что можно приготовить и дома.
Именно с прицелом на домашнюю кухню создавалось в конце 19 века кафе семьи Мацуда – «Ёсиноя». Теперь считается, что это самое старинное кафе быстрого питания в мире. На данный момент на территории японского архипелага насчитывается более сотни кафе этой сети, где любой желающий может отведать традиционные блюда – домбури (блюдо из риса, рыбы и овощей на основе бульона) и гюдон (глубокая тарелка, наполненная сладковатым рисом и мясом).
Со временем в стране появлялись, конечно, и иностранные заведения, однако местный фаст-фуд развивался намного быстрее. Количество одиночных или сетевых кафе с недорогой едой практически не поддается счету – в маленьких и больших городах можно отведать самые различных вариации лапши (удон, соба), морепродукты на гриле (как правило, это кальмары и креветки) или тэмпуру. Кстати, найти в Японии «забегаловку», где подают суши, практически невозможно (в отличие от всего остального мира и России, в том числе, где суши и роллы легко можно заказать в службе доставки – krs.zakazaka.ru).
Одним из отличий современного японского фаст-фуда считается высокий уровень автоматизации работы. В большинстве заведений на входе стоит аппарат, где под названием блюда и небольшой фотографией расположена кнопка заказа, а рядом – терминал для карточки или наличных. После оплаты и получения талона вы можете подойти к стойке и забрать заказ.
Цены в фаст-фудах Японии довольно демократичные (с учетом доходов местных жителей). В пересчете на нашу валюту стоимость большой тарелки с рисом, соусом и морепродуктами будет составлять от 250 до 500 рублей – и такой тарелкой вы реально наедитесь! Кроме того, почти во всех подобных заведениях вам бесплатно предложат чай и чистую воду.
Существует, конечно, и огромное число палаток с уличной – «частной» едой. Однако эти угощения рассчитаны в большей степени на самых бедных японцев, приезжих или туристов. Купить в подобных лавках можно все, что угодно: от маринованных овощей до арабской шаурмы.
Главным законодателем мод в сфере фаст-фуда, естественно, стоит считать США. Однако и Япония регулярно «экспортирует» свои идеи в другие страны мира, в том числе и в Россию.
Наиболее популярным японским фаст-фудом стала пшеничная лапша удон. На рубеже 2008-2012 годов в нашей стране открылось несколько сотен заведений, предлагающих это блюдо – многие продолжают успешно работать и по сей день.
Особенно россиянам полюбилась классическая лапша со свининой: в лапшу с бульоном добавляют много овощей и обжаренную свинину. Сверху все поливают небольшим количеством соевого соуса, чтобы добавить блюду солено-пряный вкус.
А, например, известная сеть кафе быстрого питания «KFC» и вовсе предложила гостям специальное «восточное меню» – в привычных для заведения блюдах, по желанию клиента, могут использоваться японские ингредиенты: соус терияки, кунжут и имбирь.
Как говорят знатоки восточной кухни, следующим «заходом» в Европе (как и в России) должны появиться бэнто – специальные коробочки для готовой пищи, которые можно использовать как дома (на работе), так и в кафе. В ячейки укладываются маленькие порции разных блюд. Некоторые заведения планеты, в которых можно заказать бэнто, уже сейчас предлагают сотни самых разнообразных комбинаций.
По мнению диетологов, если такой формат быстрого питания приживется, приход бэнто в страны запада может изменить имидж фаст-фуда в лучшую сторону.